Чем мощнее автомобиль, тем большую сумму ее хозяин платит в государственный бюджет в виде сборов и пошлин. Тем не менее любителей быстрой езды много, и они с гордостью разъясняют менее состоятельным гражданам, сколько лошадиных сил таится под капотом их «железного коня». Если у кого-то их всего шестьдесят, то это практически малолитражка, а вот сотня – уже серьезно. Как получилось так, что двигатель оценивают в единицах поголовья гужевого транспорта?
Изобретение Уатта и его продвижение на рынок
Вам будет интересно:Автомобили марки «Вольво»: страна-производитель
Все началось с исторического момента, а именно с изобретения Джеймсом Уаттом его машины, сделавшей революцию в паровом двигателестроении (1772 г). От предшествовавших разработок она отличалась двойным действием, что и обуславливало ее экономичность и намного лучшую управляемость. Каждый инженер заинтересован получить от своего достижения максимальный экономический эффект, но всякая новинка воспринимается на рынке с настороженностью. С этой проблемой столкнулся и Уатт, предложивший новый паровой двигатель многочисленным владельцам угледобывающих шахт. Тогда «пиар-технологии» еще не были так развиты, как теперь, рекламные ходы каждый изобретал самостоятельно. Оказалось, что Джеймс Уатт талантлив не только в механике. Он проявил себя и как одаренный менеджер, применив распространенный ныне метод сравнения.
Вам будет интересно:Краткий обзор автомобиля Chrysler Crossfire
Как сравнить пар и лошадь
Для того чтобы заинтересовать паровой машиной двойного действия будущих покупателей, Уатту пришлось опустить физические и технические подробности. В них шахтовладельцы все равно ничего не понимали. Потребителей интересовало одно - какую прибыль принесет им это устройство.
Подъем угля в то время осуществлялся конной тягой. Наглядно доказав, сколько лошадиных сил может заменить его машина, Уатт мог убедительно аргументировать финансовую выгоду ее приобретения.
Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что обычное гужевое животное было слишком велико для использования в подземных выработках, поэтому в шахтах работали пони. Это в определенном смысле играло на руку Уатту (в попугаях, как известно, удав значительно длиннее). Цифры могли получиться внушительными.
Процесс экономического обоснования и определения единицы измерения
Великому изобретателю пришлось на время отвлечься от сложных инженерных расчетов и заняться арифметикой в сочетании с наблюдениями за животными и шахтерами. Он подсчитал, что в среднем за минуту груз массой 180 фунтов (чуть более 80 кг) пони поднимает на высоту в 181 фут (примерно 55 метров). Перемножив эти две цифры, Уатт получил произведение, равное 32 580 фунто-футов, затем для упрощения вычислений округлил его до 33 000. Теперь оставалось установить машину, определить ее производительность, поделить ее на 33 тысячи и назвать ее мощность в лошадиных силах. Просто и наглядно. Насос, оборудованный машиной Уатта, может заменить такое-то количество лошадей. Дальнейшие экономические выкладки доступны любому бухгалтеру, владеющему информацией об издержках на содержание пони, их стоимости и прочих расходах. Сравнение показало большую выгодность пара в сравнении с лошадью. Прогресс победил.
Пони – тоже кони
Про то, что в качестве эталона использовались не полноценные лошади, а пони, со временем как-то забылось. А ведь кони разные бывают - и ломовики, и скакуны, и обычные савраски. Американцы со временем даже предложили свой «эталон»: согласно их мнению, мощность в одну лошадиную силу развивает животное массой 750 кг, прыгая через препятствие квадратного сечения со стороной в 183 см (журнал «American Scientist»). Так как никто не смог толком обосновать, откуда взялись эти цифры, определение не прижилось.
Однако опыты Уатта получили признание у ученых-физиков и инженеров. Они присвоили его имя единице мощности, впервые в истории назвав ее по имени изобретателя. Случилось это в 1882 году, Амперы и Вольты были еще впереди. Оставалось однозначно определиться в том, сколько лошадиных сил имеет Ватт.
Чем отличаются американская и европейская лошадиные силы
Во всей Европе (в том числе и в Российской империи) мощность к тому времени рассчитывали, исходя из другой системной единицы - килограмм силы, и скорости, измеряемой в метрах в секунду. Выходило, что 1 л. с. равнялась 75 кгс·м/с. Теперь определить, сколько лошадиных сил 1 кВт включает, было просто. Сравнив принятые исторически сложившиеся меры, метрологи посчитали, что 1 л. с. соответствует примерно 735,5 Вт (более точно - 735,4988) в метрической системе измерений.
Британцы и американцы пользуются своими мерами сил и весов, поэтому у них цифры от наших несколько отличаются. В США лошадь немного «сильнее», ее оценивают в 0,745699871 кВт. Впрочем, в конечном счете особо это на результат не влияет, разница с метрической 1 л. с. составляет чуть более одного процента.
Маркетинговые хитрости
Количество лошадиных сил – одна из главных рекламных приманок при продаже автомобилей. Покупая мощную машину, многие потребители считают, что и сами становятся сильнее, а продавцы не спешат их в этом разуверять, совсем напротив. Даже если мотор в самом деле сравним с двигателем истребителя времен Второй мировой войны, хочется, чтобы цифра была еще более солидной. Обманывать людей, конечно, нехорошо, за это могут и в суд подать, зато измерить мощность можно по-разному. Основных приемов увеличения паспортной мощности два:
1. «Нетто-измерение». Способ самый обычный, за исключением того, что двигатель работает на стенде, без глушителя, и только на эталонную нагрузку. Если бы к нему подключили все, без чего никакой автомобиль ездить не может, а именно трансмиссию, генератор, вентилятор радиатора и пр., то, по сравнению с брутто-измерением, мощность отличалась бы как минимум на пятую часть. В меньшую сторону, разумеется.
2. Топливные «фокусы». Определяя, сколько лошадиных сил может выдать двигатель, его заправляют самым высокооктановым бензином, какой только бывает в свободной продаже. В некоторых странах на АЗС продают даже авиационное топливо марки 100, и этим вовсю пользуются автопроизводители (особенно японские). Возможно, что продажу такого бензина спонсируют именно они, ведь массовому потребителю он практически не нужен, но сам факт свободного к нему доступа позволяет проводить испытания мотора в критическом режиме и получать очень высокие результаты.
Такая вот маркетинговая ловкость. И при этом никакого мошенничества, все честно.