Весной 1936 года во внутренний двор Московского Кремля въехали две легковые машины, своим внешним видом напоминающие американские «Бьюик» и «Паккард» в одном флаконе. Это были предсерийные экземпляры первого советского представительского автомобиля ЗиС-101. В связи с тем, что у отечественных конструкторов не было опыта проектирования машин такого класса, сходство с заокеанскими прародителями было не только внешнее: компоновка, а также многие узлы и агрегаты были скопированы с «Бьюика». С этой модели началось производство на Московском автомобильном заводе имени Сталина, помимо грузовиков, также и представительских легковых автомобилей. Кстати, хотя первый советский лимузин и не поступал в свободную продажу для населения (до начала 60-х годов машины частным владельцам не реализовывались), его можно было получить в награду или выиграть в лотерею.
От Сталина до Брежнева
Вам будет интересно:Альтернативная стоимость купленного автомобиля определяется как? Новые автомобили и цены
С началом Великой Отечественной войны производство легковых автомобилей на ЗиСе было прекращено и возобновилось только в победном 1945 году, когда начала выпускаться модель ЗиС-110. После смерти Сталина и прихода к власти Н. С. Хрущева заводу в 1956 году было присвоено имя И. А. Лихачева, и, соответственно, название машин изменилось на ЗиЛ-110. В 1958 году начала выпускаться новая модель — ЗиЛ-111. Этим была положена традиция, когда каждый новый Генеральный секретарь ЦК КПСС получал свой лимузин. Время правления Л. И. Брежнева растянулось на 18 лет, и он получил сразу три модели: ЗиЛ-114, 117 и 115, последний вскоре изменил свой индекс в соответствии с новым ГОСТом на ЗиЛ-4104.
Рождение ЗиЛ-41045
После смерти Л. И. Брежнева и избрания на высший государственный пост в ноябре 1982 года Ю. В. Андропова, руководство московского автозавода решило не нарушать традицию, несмотря на то что не прошло и четырех лет, как стала выпускаться новая модель - ЗиЛ-4104. Поэтому было принято решение произвести модернизацию уже выпускаемого автомобиля. Машина получила название ЗиЛ-41045.
Устройство и конструкция
Конструктивно ЗиЛ-41045 повторял своего предшественника. Основа шасси состояла из сварной рамы с лонжеронами коробчатого сечения. Рулевой механизм имел гидроусилитель. Передняя подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах, задняя — зависимая на несимметричных полуэллиптических продольных рессорах. Поперечная устойчивость автомобиля обеспечивалась стабилизаторами. Тормозная система — двухконтурная, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями.
Двигатель восьмицилиндровый V-образный, с углом развала 90о. В качестве топлива применялся бензин А-95. Система зажигания была с дублирующей аварийной цепью, что повышало ее надежность, также автомобиль имел два мощных аккумулятора. Заднеприводная трансмиссия состояла из автоматической трехступенчатой коробки передач с гидротрансформатором. Колеса были укомплектованы шестнадцатидюймовыми дисками и специальными покрышками, которые позволяли двигаться при пробитом колесе. Кузов — классический, четырехдверный, типа «лимузин», с минимальным количеством различных декоративных элементов. Салон комплектовался встроенной аудиосистемой и климатической установкой. Сиденья переднего ряда отделялись от салона перегородкой, у которой опускалась верхняя стеклянная половина. Цвет, в который окрашивался ЗиЛ-41045, — черный.
Отделка салона автомобиля
Так как ЗиЛ-41045 предназначался для поездок высокопоставленных советских чиновников, то особое внимание уделялось отделке салона автомобиля. Покрытие пола составлял шерстяной ковер специальной расцветки «черепашка», которая делала незаметными пыль и грязь. Обивка сидений и дверей выполнялась из голландского мохера табачного цвета, такого, как у ЗиЛ-41045, фото которого представлено в статье.
Однако, по желанию конкретного заказчика, были и другие варианты: например, автомобиль, обслуживавший министра обороны СССР Устинова Д. Ф., имел салон светло-бежевого цвета. Передние сиденья — кожаные, из аргентинского буйвола. Некоторые автомобили комплектовались телефоном правительственной связи и секретной спецаппаратурой. Первый ЗиЛ-41045 был изготовлен в 1983 году и поступил на баланс Гаража особого назначения, который обслуживал поездки Генерального Секретаря ЦК КПСС. Однако пользовался Ю. В. Андропов новым автомобилем недолго. В феврале 1984 года этот пост занял К. У. Черненко, а в марте 1985-го — М. С. Горбачев. Из-за краткости нахождения у власти Константина Устиновича «свой» лимузин он не получил, а следующая модель — ЗиЛ-41047 — появилась только в 1985 году. Таким образом, М. С. Горбачев, ставший последним Генсеком великой страны, смог прокатиться на последней модели представительских автомобилей Московского автозавода ЗиЛ.