Потребность человечества в полезных ископаемых большая. Каждый день на нашей планете добывается не только нефть или газ. Проблемной, но в то же время развитой отраслью является разработка месторождений каменного угля. Основное место добычи данного полезного ископаемого – карьер. То есть горное предприятие, предназначенное для разработки месторождения открытым способом. Для добычи в земной коре делаются глубокие выемки, открывающие доступ к цели – каменному углю.
Основные проблемы добывающей отрасли
Вам будет интересно:ГРМ-ремень - что это такое? К чему приведет обрыв ремня ГРМ, и как это предотвратить
Добыча угля – это не только разработка карьера. Другой стороной медали является транспортировка полученного сырья на перерабатывающие предприятия. Сооружать в карьере огромный конвейер, выбрасывающий уголь наверх, экономически нецелесообразно, так как его конструкция будет подвергаться постоянным перегрузкам, в результате чего придет в негодность уже через пару месяцев работы. Прокладывать пути для железнодорожного транспорта также очень проблематично, так как доступ к максимальной глубине карьера происходит по спиральной траектории. Поэтому единственно верным решением проблемы транспортировки является самый большой БелАЗ – карьерный самосвал белорусского производства.
Почему карьерный самосвал?
Зачем использовать такой большой транспорт? Это выгодно благодаря его мощности и грузоподъемности. Только представьте, что обычный тягач типа «фура» способен перевезти всего 20 тонн груза, тогда как самый большой БелАЗ 450 тонн перемещает без проблем. Итак, после небольших подсчетов получим, что такая спецмашина способна заменить почти 23 грузовика. Если учесть не очень удобные условия для перемещения транспорта по спиральной дороге карьера, то самосвал подобных размеров просто незаменим.
Преимущества карьерных самосвалов
Если продолжить тему преимуществ, которые имеют карьерные самосвалы, то другим видам транспорта они дают фору по следующим параметрам:
Автомобильный транспорт имеет один значительный недостаток при сравнении с железнодорожным – большие затраты на топливо. Однако ввиду описанных выше обстоятельств на него можно закрыть глаза. Поэтому карьерный самосвал является незаменимым при организации транспортировки рудных пород на небольшие расстояния с последующей погрузкой на железнодорожный состав.
Модельный ряд
Актуальность конструкции стимулирует производителей автомобильной техники к разработке широкой номенклатуры карьерных самосвалов. Выпуском подобных «исполинов» занимаются многие машиностроительные предприятия по всему миру. Одно из них было организовано в сентябре 1948 года в БССР. Остались фотографии, на которых самые большие БелАЗы того времени работают на благо советского социалистического общества на крупных добывающих предприятиях.
Сегодня завод значительно расширил модельный ряд. Классифицируем автомобили по грузоподъемности:
Лидером, который стал гордостью разработчиков, является самый большой самосвал БелАЗ 7571 грузоподъемностью 450 тонн.
Примеры внедрения продукции
За время деятельности завод в белорусском городе Жодино значительно расширил свою клиентскую базу, поэтому сегодня может похвастаться каждым третьим карьерным самосвалом в мире со своим логотипом на кузове. Что касается описанного выше рекордсмена, то самый большой БелАЗ успешно функционирует в Кемеровской области России. Размеры карьерного самосвала действительно поражают: длина – 20,6 метра; ширина – 9,87 метра; высота – более 8 метров. Расход топлива при максимальной нагрузке на обе силовые установки составляет почти 600 литров за час работы.
Есть и другие регионы мира, где самосвалы из Беларуси помогают добывать полезные ископаемые. Так, например, в январе этого года стартовала эксплуатация БелАЗов грузоподъемностью 110 тонн в месторождении Таван-Толгой, расположенном в пустыне Гоби (Монголия).