Идея вооружить, а затем и бронировать автомобиль для участия в военных действиях родилась спустя некоторое время после его создания. Еще в 1897 году в России изобретателем Двиницким была доказана возможность установки на машину скорострельного мелкокалиберного орудия. Несмотря на то что затем подтверждено это было проведенными успешно испытаниями, комиссия от Артиллерийского комитета не рекомендовала конструирование даже опытного образца нового боевого автомобиля. Как и когда появилась первая бронетехника? Что собой представляли ранние модели машин и какими они стали сегодня? Об этом далее в статье.
Исторические факты
Вам будет интересно:Brilliance V5: отзывы и технические характеристики (фото)
Первой боеспособной бронемашиной стал "военный моторный вагон". Он был продемонстрирован в Лондоне, в 1902 году, 4-го апреля, инженером из Англии Симмсом. Этот проект был разработан к лету 1898 года. Автомобиль был защищен шестимиллиметровым бронированным корпусом открытого типа, три пулемета закрывались щитами. Мощность четырехцилиндрового двигателя, работавшего на тяжелом топливе, достигала 16 л. с. Однако военное министерство Англии было так же недальновидно, как и российское, отвергнув идею Симмса. Но в том же, 1989 году, французской фирмой была построена партия полубронированных вооруженных грузовых машин.
Первые бронетранспортеры России
Вам будет интересно:Как производится замена салонного фильтра ("Калина-ВАЗ")?
Постройкой этих машин времен Первой мировой руководил Добржанский. Конструировались они на Русско-Балтийском заводе. Грузоподъемность машин достигала двух тонн. Полковник был знаком с процессом производства бронированных грузовиков на французском заводе "Крезо". Более того, Добржанский даже участвовал в их проектировании. В России вооружение и бронирование автомобилей осуществлялось в то время под Петербургом, в Колпино, на Ижорском заводе. В связи с тем что фронт нуждался в защищенных машинах, шасси серийных грузовых автомобилей просто обшивались хромоникелевой катаной листовой сталью, которая не пробивалась с двухсот шагов остроконечной пулей. Защита к корпусу крепилась на заклепки. При постройке пришлось отказаться от вращающейся башни. В качестве вооружения использовались три станковых пулемета системы "максим". Их устанавливали в амбразурах лобового листа и бортов.
Автомобили специального назначения
Санитарно-транспортный БТР (бронетранспортер) был сконструирован на Ижорском заводе в 1939 году. Предназначен он был для перевозки десанта, раненых и разных грузов. В серийное производство так и не поступил. Создан он был на основе грузовика ГАЗ-АА с "коробчатым" корпусом, сваренным из шестимиллиметровых броневых листов. Для посадки экипажа, состоявшего из десанта и двух человек, по бортам корпуса было по две двери, а в задней стенке – одна. Полный вес автомобиля составлял 5.24 т. Мощность мотора машины была 40 л. с., а скорость движения достигала сорока километров в час. Повышение проходимости обеспечивалось за счет съемных крупнозвеньевых цепей. При движении по хорошей дороге их прикрепляли над задней колесной базой вдоль корпуса. Автомобиль был оснащен радиостанцией. Емкость его топливных баков - более ста литров. Этот объем обеспечивал запас движения по шоссе на расстояние 250 километров.
Послевоенная техника
Опыт наступлений 1944-1945 годов показал, что необходима поддержка бронетанковым подразделениям в виде дополнительных единиц мотопехоты. Самым лучшим решением стало применение машин повышенной проходимости, которые имели легкое бронирование, обеспечивавшее защиту бойцов от осколков и пуль стрелкового оружия. Разработка первого такого автомобиля осуществлялась под руководством Рубцова – ведущего конструктора в то время. Разработка первой отечественной бронемашины, индекс которой был "объект 141", осуществлялась в КБ Горьковского автозавода на базе ГАЗ-63. Двухосная модель со всеми ведущими колесными базами была предназначена для транспортировки восьми пехотинцев. Машина имела сверху открытый корпус, который был сварен из листов в 6-8 миллиметров. Задняя стенка была оснащена дверью для десанта, для экипажа входы были оборудованы по бокам автомобиля.
БТР-МДМ "Ракушка"
Эта машина, имеющая индекс "объект 955", сконструирована в КБ тракторного завода г. Волгограда. Масса и габариты автомобиля обеспечивают быстрое преодоление водной преграды и авиатранспортабельность. "Ракушка" – бронетранспортер, предназначенный для замены в войсках модели "Д". Машина оснащена 7.62-миллиметровым пулеметом. Располагается он в башенной установке командира-наводчика. Левая передняя часть оснащается дополнительно еще одним таким же пулеметом.
Корпус
"Ракушка" – бронетранспортер, обшитый сварными листами. В средней и передней части располагается рубка с десантом и экипажем автомобиля. Над гусеницами устроены специальные ниши. Моторно-трансмиссионный отсек находится в задней части корпуса. В корме имеется люк, через который команда спешивается. В передней части автомобиля расположено место водителя-механика. Для выхода из него в крыше устроено три люка. Они расположены над местами водителя-механика и десанта. Слева в корпусе на крыше установлена башня. Под ней располагается место командира-наводчика. Для башенной установки предусмотрена наружная система питания, а также механизм вертикального наведения. В центральной части автомобиля установлены по бортам двухместные кресла (по три с каждой стороны). В них располагается десант. Кроме этого, вдоль бортов обустроены кронштейны, в которых устанавливаются носилки с ранеными.
Приборы связи и наведения
Наблюдение за местностью осуществляет водитель-механик. "Ракушка" – бронетранспортер, оснащенный тремя перископическими приборами. Прибор центрального наблюдения можно заменить приспособлением для ночного видения. В передней части автомобиля перед люком справа установлен прицел, посредством которого ведется огонь из курсового пулемета. Башенная установка также оснащена прицельным комплексом командира-наводчика для ведения стрельбы и наблюдения за местностью.
Трансмиссия и двигатель
"Ракушка" – бронетранспортер, оборудованный силовой установкой. Она расположена в задней части автомобиля (в моторно-трансмиссионном отсеке). Двигатель у машины оппозитный, оснащен вентиляторной охлаждающей системой и турбонаддувом. В одном блоке с мотором располагается механизм, обеспечивающий поворот и передачу. Он включает в себя двухвальную реверсивную коробку передач и привод с валом водометного движителя.
Ходовая часть
Машина "Ракушка-М" оснащается с каждого борта четырьмя поддерживающими и пятью опорными катками. Они покрыты мелкозвенчатыми гусеничными лентами с резиново-металлическими шарнирами. Крепление опорных катков осуществляется на пневматических рессорах. БТР "Ракушка-М" имеет переменный трехрежимный клиренс: максимальный, рабочий и минимальный.
Заключение
Существует несколько модификаций автомобиля. Базовая - "БТР-МД"- сконструирована на основе боевого автомобиля модели "Д". Разработана и модернизированная версия сконструирована на базе боевой десантной машины "БДМ-4М". Две единицы данной техники в распоряжение военно-десантных войск поставлены в 2013 году. До завершения первого полугодия текущего, 2014 года, должно быть передано ВДВ десять БТР "Ракушка-М".