В княжестве Монако, на живописном средиземноморском побережье Монте-Карло регулярно проходит выдающееся событие, которое называют жемчужиной гоночного сезона чемпионата "Формула 1". В дни, когда проходят состязания, тут наблюдается особенная концентрация известных людей, звезд спорта и шоу-бизнеса. Такая популярность связана с великолепной атмосферой, которая позволяет не только заключать выгодные спонсорские сделки или соглашения между заинтересованными лицами, но и наслаждаться соперничеством наиболее быстрых болидов мира, что воплощают в себе дух инноваций и прогресса. Все это Гран-при Монако – гонка, которая не оставляет никого равнодушным.
История государства
Вам будет интересно:Экскаватор Bagger-288: технические характеристики и фото
В перечне стран Европы у, казалось бы, небольшого княжества не было никаких шансов привлечь к себе внимание общественности. Ведь по территории Монако находится на самом последнем месте на континенте. Площадь государства составляет лишь 1,95 километра квадратных, где проживают 30 тысяч его граждан, из которых лишь 5000 считаются местным населением. Признание пришло на эту землю ещё в 1862 году, когда Карл III легализовал игорный бизнес, который был запрещён повсеместно. После ещё один видный деятель региона – Франсуа Блан - возвёл город Монте-Карло, который славится своими казино, претенциозными отелями и бурной ночной жизнью. Совсем скоро это место становится Меккой для всех богачей Европы, которые хотят хорошо провести время в окружении достопочтенной публики или единомышленников.
Статусное место
Вам будет интересно:«Пежо 2008»: отзывы владельцев и обзор французского кроссовера
С введением льготного налогообложения в 1950 году Монако становится одним из денежных мешков Европы, однако такая ситуация сохраняется не слишком долго – в 1962 власти Франции оказывают давление на князя и он усиливает фискальное влияние в стране. Хотя сохранение средств в этом государстве обходится совсем недёшево, данная мера кажется достойной платой за безопасность и престиж, с какими ассоциируется его банковская система.
Колыбель автосообщества
На столь благоприятном финансовом поприще не могло не возникнуть увлечение, которое будоражило умы всего мира. Разумеется, речь идёт об автогонках. Они ещё с начала XX столетия, а конкретнее с 1911 года не давали покоя местным жителям и нарушали приморскую тишину и благолепие. Как результат, ралли Монте-Карло стали родоначальником славной истории столицы будущего Гран-при в Монако. Немногим позже тут был организован и автоклуб, который долгое время не признавался в Европе из-за конкуренции с организацией Ниццы, которая располагалась совсем рядом. Ссылаясь на небольшое число участников в Монако, им предлагали объединиться с существующим сообществом или стать его филиалом. Но данное решение было с презрением отвергнуто председателем клуба Антони Ноге, который настоял на своём и в конце 20-х годов провёл «гонку вокруг казино». Она вписала Монте-Карло в историю этапа и подарила её организаторам признание.
Гоночные состязания проводятся на благословенной земле княжества ещё с 1929 года. В те давнишние времена оно привлекало автолюбителей со всего мира и стало оплотом для всего мотоспортивного сообщества из-за либеральной государственной политики и всесторонней поддержки движения от семейства монарха.
"Формула 1"
Королева гонок прописалась в ежегодном Гран-при Монако еще до своего рождения. Первый этап чемпионата мира в 1950 году окончился победой Хуана-Мануэля Фанхио, которому удалось преодолеть всю дистанцию немногим более, чем за три часа. Средняя скорость победителя составила 98 км/ч, что было очень неплохим показателем для того времени. Однако сразу же после завершения этапа на его организацию и технические параметры обрушился шквал критики. Утверждалось, что Гран-при Монако, трасса которого проходила по узким улочкам Монте-Карло, не предназначено для серьёзных состязаний профессионалов из-за высокого риска для пилотов и посредственного обзора на некоторых участках маршрута. Эти голоса были услышаны, и несколько лет гонку не включали в мировые состязания, тем более, что её историю омрачила гибель итальянца Луиджи Фаджиоли во время одной из тренировок.
Обратно к истокам
Лишь в 1995 году "Формула 1" вернулась в Гран-при Монако и с тех пор никогда расставалась с этой трассой. Ведь Монте-Карло стал жемчужиной спортивного сезона и привлекал все больше зрителей. Разговоры о безопасности также сошли на нет, ведь более чем за 46 лет состязаний этап доказал голословность подобных рассуждений. За всю историю Монте-Карло на его улицах двое пилотов вылетали за пределы трассы и столько же погибло, что намного меньше в сравнении с иными гонками. Поэтому Гран-при Монако считается самым безопасным этапом спортивного сезона.
Привилегированное положение
Можно утверждать, что за пятьдесят лет на трассе не произошло особых изменений, были лишь усовершенствованы некоторые повороты. Также примечательно, что традиции этого небольшого княжества неуклонно чтятся. Лишь в этом месте были нарушены устои Ф1 – Гран-при Монако стартует в четверг, а не в пятницу, как обычно. Свободные заезды начинаются в четвёртый день недели только из-за того, что перед выходными в Монте-Карло проходит ярмарка. Поэтому лидеры командных зачётов не спешат на трассу в субботу – после гуляний дорожное полотно слишком загрязнено торговцами и в это время тренируются лишь аутсайдеры. Конюшни, которые могут рассчитывать на призовые места в Кубке конструкторов или по результатам индивидуальных зачётов, ожидают, пока путь расчистят, и только потом приступают к свободным заездам.
Знаменитые люди
У гонки в Монте-Карло лишь два общепризнанных героя – Грем Хилл и Айртон Сенна. Бразильцу удалось продемонстрировать чудеса владения болидом в ужасный ливень 1984 года, когда он поднялся на подиум с 13 позиции. В дальнейшем он лишь иногда делился первенством на этой трассе с Простом, оставив за собой недостижимый рекорд – приехал первым в шести гонках. Также ему принадлежит и наиболее продолжительная серия побед – пять этапов подряд Айртон Сенна лидировал. Ему сопутствовал успех с 1989 по 1993 год, и лишь трагическая гибель пилота поставила жирную точку в истории. Организаторы почтили память Сенна в 1994 году, оставив полу-позишн пустым как символ того, кому он действительно принадлежит. Ведь в лице данного пилота "Формула 1", Гран-при Монако да и все спортивное сообщество потеряли одного из наиболее достойных своих представителей.
Грем Хилл также побеждал на улицах Монте-Карло пять раз – в 1963, 196, 1965, 1968 и 1969 годах. Этот английский гонщик участвовал во всех престижных соревнованиях мира. Не стали исключением и "Инди 500", "Ле-Ман" и "Формула 1". Гран-при Монако считалось его любимым этапом соревнований, в котором можно было проявить филигранное мастерство управления болидом. Несколько позже Грем Хилл организовал собственную команду под названием "Эмбасси", которая впервые была представлена общественности в 1973 и показывала неплохие результаты как для новичка. Но в связи с трагической гибелью пилотов в авиакатастрофе 1975 года вся деятельность была свёрнута.
Особенности этапа
- Перед гонками на улицах Монако приваривают крышки люков. Это проводится для того, чтобы предотвратить их смещение, которое может возникнуть из-за зоны низкого давления под проносящимся авто.
- В 2004 году на кокпите одного из болидов Ягуар установили бриллиант ценной не менее 250 000 $. Так проводилась реклама фильма «Двенадцать друзей Оушена». На первом же круге пилоту Кристиану Клинну удалось разбить автомобиль при выходе из шпильки «Левс». Драгоценный камень так и не был найден.