Психологическая нагрузка на водителя в условиях городского движения сравнима со стрессом, испытываемым пилотом перехватчика в воздушном бою. Нет ничего удивительного, что автомобилестроители заимствуют у своих воздушных коллег инженеров некоторые технические решения, позволяющие увеличить скорость принятия решения в критической ситуации.
Это в первую очередь касается информационной эргономики. В частности, последнее время ведущими производителями автопрома все чаще применяется проекция на лобовое стекло показаний основных приборов, размещенных на панели торпеды.
Вам будет интересно:Мотоцикл Irbis VR-1 и его особенности
Авиационный опыт
С появлением реактивной авиации, а в особенности сверхзвуковых летательных аппаратов, время, отпущенное пилоту на принятие решения в воздушном бою, резко сократилось. Если два истребителя летят навстречу друг другу, расстояние между ними уменьшается на сотни метров каждую долю секунды. При этом летчики должны следить за такими важными показателями полета, как высота, крен и дифферент, для того чтобы не врезаться в землю или не ввести машину в неуправляемый штопор. В горячке боя, как показали конфликты второй половины прошлого века, пилоты не успевают следить и за расходом топлива, в результате чего довольно большой процент потерь происходил по причине того, что в баках банально кончался керосин.
Постоянно опускать глаза на приборную панель, отвлекаясь от воздушной обстановки, оказалось трудно, особенно когда она меняется каждое мгновение. Решение было впервые принято, по одним данным, в Швеции, фирмой Сааб, а по другим - в СССР (обстановка секретности на рубеже 50-х и 60-х не позволяет сказать, у кого раньше). В любом случае конструкторам того времени было непросто. Проекция на лобовое стекло самолета осуществлялась посредством сложной оптической системы, отображавшей сигнал с кинескопа, довольно громоздкого. Тем не менее, результат стоил затраченных усилий.
Первые опыты автостроителей
В 1988 году американская фирма «Олдсмобиль» представила новинку. «Кэтласс Сюприм» сам по себе был машиной хорошей, добротной и красивой, но все ее достоинства служили лишь фоном для главной «фишки». Впервые наравне с обычной торпедой была применена проекция на лобовое стекло автомобиля, выпускающегося серией. Полсотни экземпляров сразу же закупили организаторы гонок «Индианаполис-500», сделав заказ на вариант кузова «кабриолет» - очевидно, для того чтобы новшество было лучше видно всем желающим. Собственно, по нашим сегодняшним меркам отображение было более чем скромным. Самой главной тогда казалась проекция скорости на лобовое стекло (за превышение всегда штрафовали), а кроме нее, водитель мог видеть частоту оборотов, сигналы поворота, температуру тосола и еще парочку параметров - все в одном цвете. Но начало было положено, и вскоре примеру «Олдсмобила» последовали БМВ, Хонда, Ситроен, Ниссан и Тойота.
Развитие идеи
Другие технические достижения военно-промышленного комплекса также заинтересовали автомобилестроительные компании. Например, приборы ночного видения оказались полезными для езды в темноте. Проекция на лобовое стекло инфракрасного изображения, осуществляемая таким образом, чтобы водитель зримо совмещал реальный объект с его призрачно-голубым силуэтом, помогает избежать наезда на внезапно появляющихся на проезжей части людей и животных. Такие системы есть у некоторых моделей фирм "Хонда", "Кадиллак" и "Тойота". Особенно важно видение граничных объектов при парковке, тем более, если изображение еще и «говорящее», а расстояние до препятствий измеряется и отражается прямо перед глазами водителя. Но это уже другой уровень технологий, достичь которого без компьютерной техники невозможно.
Новые возможности
Обычная проекция спидометра на лобовое стекло сегодня кажется задачей простой, ее решение доступно даже небольшим мастерским, занимающимся рестайлингом интерьера автомобилей. По-настоящему продвинутые технологии предполагают создание совсем другой, намного более серьезной информационной насыщенности поля зрения водителя во время движения. Сегодня в пути очень важна информация, получаемая с GPS, но плотный временной график затрудняет пользование системой. Нужно останавливаться, рассматривать электронную карту. Проекция навигатора на лобовое стекло позволяет ориентироваться во время движения, глядя сквозь дисплей и принимая решения практически мгновенно.
Технологии и принцип действия
Главный бич «прозрачного дисплея» - его монохромность - был эффективно преодолен после массового внедрения технологий конца двадцатого века, а именно - маломощных лазеров, светодиодов, жидкокристаллических дисплейных устройств и плазменных панелей. Все эти достижения технологической революции позволили создавать малогабаритные, неэнергоемкие и доступные по цене устройства, легкие в установке на любые автомобили.
Принцип отображения сам по себе довольно прост. Данные с датчиков, установленных на узлах и агрегатах, стекаются в центральное информационное устройство, совмещенное с проектором. На его дисплее формируется изображение, которое после его подсветки подается на оптическую линзовую систему, а затем – на прозрачную полимерную пленку, наклеенную на стекло.
Как это сделать?
В общем-то, есть системы, обеспечивающие хорошее отображение показаний приборов, которые каждый желающий может установить самостоятельно. При этом не обязательно серьезно разбираться в схемах автомобиля. К примеру, данные о скорости можно получать с GPS-навигатора, и они будут даже более достоверными, так как, в отличие от обычного тахометра, не зависят от диаметра колес. Следует, однако, помнить, что проекция на лобовое стекло будет качественной только в случае его идеального (или почти) состояния. Трещины, царапины и сколы недопустимы. Ну и, конечно же, чем проще такую систему устанавливать, тем она дороже стоит. Надежнее и эффективнее все же обратиться в специализированные мастерские.