- Основные сведения
- Краткое описание стандартного БТР-4
- Решение о дальнейшей модернизации
- Боевое предназначение
- Основные технические характеристики
- Варианты силовой установки
- Маневренность и проходимость
- Трудности выбора
- О баллистической защите
- О противоминном бронировании
- Огневая мощь машины
- Расширение возможностей для перевозки десанта
- Боевой опыт применения
В конце 2013 года на всемирно известной выставке IDEX-2013, которая ежегодно проводится в ОАЭ, украинцы представили новинку своего оружейного производства. Это БТР «Буцефал», созданный на базе БТР-4, но имеющий многочисленные отличия от своего предшественника. Производитель сообщает, что новая машина является «принципиально новым» образцом, но она гораздо лучше защищена.
Основные сведения
Внешний вид новой машины является не столь плодом трудов специалистов завода имени Малышева, сколько попыткой соответствовать тем современным требованиям, которые предъявляются к технике такого класса на мировом рынке в настоящее время. Сразу напомним, что предшественник, БТР-4, был принят на вооружение ВСУ только в 2012 году, причем его облик значительно отличается от новой модификации. Разработкой обеих машин занималось Харьковское КБ имени Морозова.
Краткое описание стандартного БТР-4
Вам будет интересно:Мотоцикл боббер. История возникновения, особенности стиля Bobber
Если говорить даже о стандартном БТР-4, то даже неспециалист заметит, что он сильно отличается от ранее созданных бронетранспортеров. В частности, от БТР-60/80. Кроме того, БТР «Буцефал» имеет достаточно много специфичных черт, которые делают его непохожим на новейший российский БТР-90.
Вам будет интересно:Мотоциклы Lifan: особенности, характеристики, цены, эксплуатация
В старой машине отсек для управления был расположен в носовом отделе, а силовая установка была размещена в средней части корпуса. Двигатель в предшествующей версии компоновки располагался сразу за рабочим местом механика-водителя, а десантный отсек (вполне традиционно) конструкторы уместили в кормовом отделении. В принципе, такое расположение в мировой практике считается идеальным.
Дело в том, что можно оперативно менять оснащение и назначение отсеков, в считанные дни превращая стандартные БТР в специализированные разведывательные, санитарные, огнеметные машины, модели радиолокационной разведки и т. д.
Решение о дальнейшей модернизации
Разумеется, принятие столь перспективного образца на вооружение стало триумфом военного ведомства. Но уже в то время стало понятно, что машину нужно срочно развивать дальше, превращать ее в передовое вооружение для полного переоснащения сухопутных армейских частей. В частности, настоятельно требовалось полное переосмысление конструкции в области противоминной защиты. Харьковским специалистам в какой-то степени удалось выполнить все эти требования. Так и появился БТР «Буцефал».
Боевое предназначение
Вам будет интересно:Танки Второй мировой войны американские. Как развивались танки и как они выглядят в настоящее время?
Как и все альтернативные машины, в первую очередь он предназначен для перевозки личного состава. Кроме того, не исключено оказание огневой поддержки даже в условиях современного высокоманевренного боя. Украинские СМИ также подчеркивают, что БТР «Буцефал» (фото вы найдете на страницах этой статьи) может быть использован всеми сухопутными частями ВСУ в любых условиях, включая даже радиоактивное заражение местности после атаки неприятелем.
Особенно выделяется идеальная приспособленность машины для ее использования подразделениями специального назначения и морской пехотой. Предоставляемые производителем характеристики говорят о пригодности к эксплуатации в любом климате, в условиях полного бездорожья и в любое время суток.
Основные технические характеристики
В состав экипажа на БТР «Буцефал» входят три человека. Это командир машины, механик-водитель и стрелок. В зависимости от установленного боевого модуля количество перевозимых десантников может доходить до десяти человек.
До сих пор неизвестно, какую массу имеет БТР-4 «Буцефал». Известно только, что стандартный вес составляет около 17 тонн при стандартной комплектации и наличии обычного бронирования. Скорее всего, масса машины достигает 22 тонн при условии установки на нее новых боевых моделей и комплектов броневой защиты.
Варианты силовой установки
Всего вариантов устанавливаемых двигателей три. Все зависит от того, что именно пожелал конкретный заказчик. Может быть установлен немецкий Deutz, «самостийный» ЗТД или же Iveco, который чуть было не стал основным поставщиком бронемашин в российские ВС. Как правило, в большинстве машин можно увидеть украинский ЗТД-3А, который выдает не слишком внушительные 400 л/с.
В комплекте с ним идет автоматическая трансмиссия гидромеханического типа. К слову говоря, на оружейной выставке в ОАЭ, которую мы упоминали в самом начале статьи, был представлен БТР-4 «Буцефал», укомплектованный Deutz BF6M1015CP. Его мощность составляет уже 450 л/с при максимальной скорости 100 км/ч. Обещанный производителем запас хода составляет более 650 километров.
Маневренность и проходимость
Вам будет интересно:Плохо греет печка ВАЗ 2110: причины и их устранение. Как переделать печку ВАЗ 2110?
Данные характеристики полностью идентичны тем, которыми обладает старая версия машины. Разработчики, однако, уверяют в том, что даже с усиленными показателями бронирования новый транспортер ничуть не утратил способностей к преодолению водных преград и рвов. Сообщается, что украинский БТР «Буцефал» может двигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. Впрочем, в этих характеристиках можно усомниться: количество машин такого класса, которые обладают схожим уровнем бронирования и подобной скоростью преодоления водных преград, достаточно мало.
При этом все они оснащены весьма мощными двигателями и современными водометными установками. В принципе, немецкая силовая установка неплоха, но о наличии водометного оборудования производитель умалчивает. Плыть же со скоростью 10 км/ч, когда приводимость в действие осуществляется одной только вращающей силой колес, машина с такой массой вряд ли сможет.
Трудности выбора
Следует иметь в виду, что при дальнейшем увеличении боевой массы говорить о сохранении хоть сколь-нибудь положительной плавучести уже не приходится. Еще нужно учесть тот простой факт, что в последние годы основных заказчиков вооружения на рынке эта самая плавучесть совершенно не заботит. Основными критериями, по которым выбирается боевая машина, являются только два обстоятельства:
- «живучесть самого БТР;
- степень выживаемости его экипажа и десанта.
Разумеется, подразумевается огневое столкновение с противником не только в условиях более-менее полномасштабных боевых действий, но и при проведении миротворческих операций. В последнем случае бои часто идут в закрытом городском пространстве, где даже современным танкам с системами активной и динамической защиты приходится очень непросто.
О баллистической защите
Одним из главных поводов для гордости украинской «оборонки» является значительно увеличенная степень баллистической защиты, которую демонстрирует новый БТР-4Е «Буцефал». Полностью соответствуя требованиям STANAG-4269, он обладает пятым уровнем защиты. Проще говоря, машина теоретически способна выдержать обстрел из автоматической пушки калибра 25 мм с расстояния всего 500 метров.
В носовой части видны те изменения, которые в такую конструкцию, как БТР-4Е «Буцефал», были внесены исключительно с целью повышения «живучести» на поле боя. Так, лобовое бронирование было заметно усилено, а от всех бронестекол (которые подвергались жестокой критике) наконец-то полностью избавились. Этим же обеспечили наличие дополнительной возможности для установки даже динамической защиты. Отметим, что конструктивно предусмотрены решетки для защиты от бросков ручных гранат и бутылок с горючими жидкостями.
О противоминном бронировании
Что касается требований к противоминной защите, то с этим БТР-4 Е «Буцефал» в теории справляется просто бесподобно. Согласно стандартам НАТО, машина способна выдержать подрыв взрывного устройства, мощность которого составляет порядка восьми килограммов в тротиловом эквиваленте. Эти заявления производителя и вызывают серьезные сомнения у экспертов: разве машина с массой в 17-22 тонны и с плоским днищем способна выдержать столь серьезный заряд?
Конечно, если мина была изготовлена совсем уж никудышным сапером, то определенные шансы есть. Но в том случае, если она была грамотно сделана и установлена, вряд ли БТР-4 «Буцефал», характеристика которого далека от таковой у танка, сможет хоть как-то защитить экипаж, находящийся внутри корпуса.
Огневая мощь машины
Вот в этом вопросе новый БТР точно не подкачал. Так, конструкторы разработали специально для него массу боевых модулей с дистанционным управлением, которые серьезно повышают огневую мощь легкой бронетехники. Особенно стоит отметить модели «Штурм», «Град» и «Парус», БАУ-32, а также многочисленные варианты зарубежного изготовления, которые в любой момент могут быть установлены на такую технику, как БТР-4 «Буцефал». Фото этих вариантов частично имеются в данной статье.
Еще раз вернемся к самому началу нашего повествования. На машине, которая была представлена в ОАЭ, стоял боевой модуль «Парус». Его состав внушает уважение: автоматическое орудие марки ЗТМ-1 с калибром 30 миллиметров, двумя (спаренными) пулеметами калибра 7,62 миллиметра, а также одним гранатометом АГ-17, который предназначен для уничтожения танков противника.
Следует отметить, что всеми огневыми модулями может управлять (дистанционно) не только стрелок, но и командир машины. Наблюдение за противником и прицеливание могут осуществляться как при помощи стандартных оптических систем, так и при помощи мощных электронных комплексов, которые способны эффективно выполнять свою задачу в ночное время и в условиях недостаточной видимости.
Кроме того, экипаж может ориентироваться на изображение, которое будет получать с круговой камеры, установленной на броне. Картинка передается на монитор, устроенный перед рабочим местом командира.
Для последнего также предназначен отдельный наблюдательный модуль «Панорама-2П», который предоставляет максимально расширенную и подробную картинку боевой обстановки вокруг такой машины, как БТР-4Е «Буцефал». Фото этого не передают, но обзор с командирского места и в самом деле отличный.
Расширение возможностей для перевозки десанта
Если установлен боевой комплекс «Парус», то в десантном отсеке могут уместиться не менее семи человек. Проще всего командиру и механику-водителю, которые могут попасть на свои рабочие места, воспользовавшись верхними люками или забравшись внутрь через аппарель. Специально для этой цели между креслами десантников и отсеками управления конструкторы предусмотрели наличие небольшого прохода.
Еще одной любопытной особенностью является новая кормовая часть, которой отличается «Буцефал». БТР-3 и прочие старые модели не предусматривали настолько удобных условий для десантирования. В частности есть специальная аппарель, которая не просто выдвигается из кормы, но постепенно обеспечивает опускание по всей ширине десантного отсека. Это максимально облегчает посадку и высадку десанта.
Кроме того, этот конструктивный элемент позволяет превратить БТР в прекрасный транспортировщик габаритных грузов, попросту демонтировав кресла для десанта. В самой аппарели также имеется небольшая бронированная дверца, которую можно использовать для скрытной посадки и высадки людей.
Боевой опыт применения
События, которые разворачиваются на Востоке Украины, дали украинским силовикам испробовать свои новые машины в деле. Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, БТР вроде бы соответствуют всем заявленным требованиям. С другой – все стороны конфликта неоднократно регистрировали серьезные повреждения, и даже полный выход из строя «Буцефалов», которые побывали под огнем обычных крупнокалиберных пулеметов.
Напомним, что сам производитель дает гарантию защиты экипажа даже при попадании под обстрел из 25-мм автоматического орудия. Все это дает основания утверждать, что состояние защиты этого БТР аналогично (или чуть выше) бронированию отечественных БТР-80/82. Что касается огневой мощи, то каких-то достоверных сведений на этот счет не поступало.