- На что похожа лебедка, своими руками сделанная
- Как работает ручная лебедка
- Валовая, или механическая лебедка
- Лебедка с гидравлическим мотором
- Лебедка с электроприводом
- Важно знать
- Этапы изготовления лебедки на УАЗ своими руками
- Делаем лебедку из стартера
- Лебедка из трещотки своими руками
- Лебедка из мотоцикла своими руками
- В заключение
Активный отдых стал более доступным, чем двадцать лет назад. Многие любители острых ощущений оборудуют советские внедорожники УАЗ и "Нива" и пытаются преодолеть места, где обычному легковому автомобилю не пройти. Но даже опытный водитель может попасть в ситуацию, когда понадобится вытащить машину из ямы или грязи. И хорошо, если рядом будут люди и техника. А если в глухом лесу один или с семьей?
В этом случае спасти вас сможет только лебедка. Нужно только найти подходящую опору (достаточно толстый столб дерева или валун) и закрепиться с помощью троса. Будьте уверены, лебедка, на УАЗ «Патриот», к примеру, установленная, медленно, но уверенно вытащит ваш автомобиль из песка, грязи или ямы. Но есть один минус — цена. Данное устройство не каждому автолюбителю по карману. Именно поэтому в нашем сегодняшнем обзоре пойдет речь о том, как собрать лебедку на УАЗ кустарным способом.
На что похожа лебедка, своими руками сделанная?
Вам будет интересно:Как остановить трещину на лобовом стекле? Ремонт трещин на лобовом стекле
Лебедка, собранная в гаражных условиях, представляет собой устройство, способное перемещать, двигать и вытаскивать из грязи тяжелые автомобили. Первоначально она выглядит так, как на фото ниже. Самодельное приспособление бывает разных конструкций. Вот самые распространенные:
- лебедка с ручным механизмом;
- устройство с гидравлическим двигателем;
- механическая (валовая);
- с электроприводом.
Вам будет интересно:УАЗ: передний мост. Мост автомобиля "УАЗ-Патриот": тюнинг, ремонт, обслуживание, регулировка
Вышеперечисленные виды лебедок имеют простой и понятный принцип работы: стальной трос определенного диаметра накручивается на барабан, установленный на автомобиле. Наматывает этот "канат" редуктор или сам человек (при помощи, скажем, лома). Внешне такая лебедка (на УАЗ 469 это приспособление вполне можно прикрепить) и остальные её разновидности очень похожи, но существенно отличаются по скорости работы, мощности редуктора и размерам.
Как работает ручная лебедка?
Ручная лебедка (на УАЗ «Буханка» вмонтированная, например) имеет самую простую конструкцию. Трос наматывается на барабан рычагом (можно использовать небольшой лом или монтировку). Такое устройство имеет свои преимущества:
- независимость от источников энергии и других ресурсов;
- достаточно небольшие габариты и малый вес;
- доступность (низкая цена);
- при увеличении рычага растет тяга лебедки.
Вам будет интересно:Система подачи топлива. Инжекторные системы, описание и принцип работы
Из недостатков можно выделить дискомфорт при работе в неподходящих условиях (дождь, снег, мороз, грязь).
Валовая, или механическая лебедка
Суть работы этого вида заключается том, что приспособление подключается к валу отбора тяги мотора внедорожника. Других источников питания нет. Основными преимуществами механической лебедки на УАЗе является простая и понятная конструкция устройства, низкая цена и возможность контролировать скорость намотки троса на барабан, повышая или понижая обороты мотора. Недостатки очевидны: функциональность узла зависит от исправности двигателя.
Лебедка с гидравлическим мотором
Довольно распространенный тип. Прелесть данной лебедки в том, что ее можно монтировать на любой автомобиль, где есть гидравлический насос, включая УАЗ. Лебедка с гидравлической системой довольно мощная, имеет небольшие габариты, тихий ход. Правда, установка зависит от наличия в автомобиле гидроусилителя. Без этого элемента она работать не будет.
Лебедка с электроприводом
Этот тип наиболее популярен среди множества автолюбителей. Основной частью данной лебедки является электропривод, который питается от бортовой проводки. Управлять ею довольно легко. Плюс электрической лебедки в том, что она способна работать без запущенного двигателя, то есть автономно. Принцип ее работы прост: необходимо отмотать нужную длину троса, зафиксировать его и запустить электропривод. Крепится на специальный силовой бампер (его схема указана ниже).
Преимущества электрической лебедки:
- достаточно высокая скорость работы электропривода при намотке троса;
- независимость от запущенного мотора;
- простота в применении;
- возможность оснащать устройство дополнительными датчиками.
Из недостатков можно отметить непереносимость влаги, относительно малый заряд аккумулятора и высокую стоимость.
А теперь перейдем к насущному вопросу. Как делается лебедка на УАЗ своими руками?
Смастерить самодельную деталь вполне реально. Для этого нужно иметь необходимые инструменты, материалы, навыки и терпение. Установленная лебедка (на УАЗ), сделанная своими руками, должна иметь высокий крутящий момент, чтобы вытягивать из грязи или песка тяжелые автомобили. Некоторые автовладельцы не верят, что надежное приспособление можно изготовить в домашних условия. Но это реально. А главное - это позволит сэкономить деньги и не покупать дорогущую вещь.
Материалы, которые понадобятся для изготовления лебедки:
- рамная труба квадратного сечения 30х30 мм;
- труба диаметром 150-180 мм для будущего барабана;
- четыре металлических листа (толщиной 5 мм) для изготовления рабочей поверхности и барабанных дисков;
- металлические шпильки (М12 и М14) длиной 200 мм - шесть штук;
- шесть отрезков 12-миллиметровой трубы, длиной по 200 мм;
- цепь, две звезды, ступица для установки вала и барабана.
Также понадобится трос определенной длины, надежный карабин, сварочный аппарат, болгарка, лакокрасочные материалы.
Важно знать
Перед тем как начать любое дело, желательно составить четкий план действий. Нужно нарисовать чертеж с последовательными действиями сборки самодельной лебедки. Это реально облегчит работу, сэкономит время и нервы.
Этапы изготовления лебедки на УАЗ своими руками
- Берем болгарку и нарезаем трубу квадратного сечения, а затем с помощью сварки соединяем детали. Проверяем их перпендикулярность, равность углов, размеры. Площадка под лебедку на УАЗ фиксируется, затем мы делаем в ней специальные отверстия, с помощью которых будет крепиться мотор. Суть следующего этапа в том, чтобы зачистить, загрунтовать и покрасить получившуюся конструкцию. Затем приступаем к изготовлению барабана.
- Из листа металла вырезаем две окружности по 350 мм, а в центре высверливаем отверстие, где будет крепиться вал. Вокруг него, по окружности 80 мм, просверливаем шесть одинаковых дырочек. Затем еще по четыре для крепления ступицы. Подготовленные шпильки фиксируем, на них надеваем трубы диаметром 12 мм, а сверху накрываем вторым диском, затягивая все это дело гайками.
- На уже собранный вал надевается барабан. Снаружи фиксируется ступица и большая звезда.
- Сам барабан крепится на основу лебедки. Вал фиксируется с помощью ступицы и подготовленных болтов. На высохшую площадку ставим мотор. Его выходной вал должен иметь маленькую звезду. Затем надевается специальная цепь подходящего размера и выставляется натяжение (она не должна висеть или быть перетянутой).
- Регулируя ее, нужно смотреть, чтобы цепь не мешала наматывать трос на барабан. После этой регулировки надежно фиксируем мотор.
- Трос крепится к валу и плотно наматывается на готовый барабан. Крепим карабин и стальной крюк. Лебедка на УАЗ своими руками собрана и готова к применению. Можете испытывать!
Да, по поводу времени, затраченного на работу. Как правило, установка лебедки на УАЗ - дело не слишком долгое. Десяти часов вполне хватит.
Делаем лебедку из стартера
Многие не знают, но лебедку можно сделать из обычного стартера. Работает она так же, как вышеуказанная. Отличие только в том, что вместо мотора у нее - рабочий стартер. Для такого устройства лучше подойдет планетарный редуктор, который можно снять с двигателя «копейки» или «шестерки». К нему крепится самопальный переходник, а потом уже - стартер. Ставим шестеренки на первичный вал так, чтобы они подходили друг к другу. Следом устанавливаем стартер и подсоединяем проводку.
Лебедка из трещотки своими руками
Для устройства такого типа нам понадобится тормозной механизм от грузовика КамАЗ. Этот механизм способен выдержать нагрузку до шести тонн.
Разбираем редуктор, вытаскиваем шестерни, разобрав так называемый «червяковый механизм». Чтобы это сделать, нам нужно молотом выбить вал со шлицами. Можно выдавить его прессом, но не у всех он есть.
Получившиеся детали свариваем между собой согласно плану. Снимаем шестерню, вертикально фиксируем трубу в тисках. Между шлицами и трубкой вбиваем гвозди друг напротив друга. Это поможет отцентрировать механизм относительно шестерни.
После этого спиливаем головки гвоздей под корень и укрепляем конструкцию сваркой. Шестерню вставляем в тело редуктора, одновременно с «червяком». Вал забивается в «червяк». Чтобы установить барабан, берем две шайбы и привариваем их к ведущему валу.
Работа закончена, теперь можно установить лебедку на УАЗ и пользоваться полезным устройством.
Лебедка из мотоцикла своими руками
Вы не поверите, но лебедку можно смастерить из завалявшегося старого мотоцикла, а точнее, из некоторых деталей, которые замечательно подойдут для изготовления "самопального" механизма.
Как и в предыдущих вариантах, мотор фиксируем к раме. Рабочая часть лебедки изготовлена из главной звездочки (она расположена на двигателе). Мотоциклетная цепь отлично подойдет для наших нужд. Барабан крепим ранее подготовленными гайками и болтами. Если конструкция позволяет, то на раме можно сделать продольные отверстия. Они позволят двигаться барабану, что поможет регулировать натяжение цепи.
В заключение
Вы сами сегодня убедились, что собрать лебедку самостоятельно и из подручных средств вполне реально. Главное - иметь материал, инструмент, упорство и желание. А результатом ваших стараний станет лебедка - очень нужно устройство в хозяйстве.