Смазочные масла применяются человеком 3,5 тысячи лет. Даже простейшие машины нуждаются в них. До появления нефти и продуктов ее переработки использовались растительные и животные жиры. Например, при эксплуатации паровых машин применялось рапсовое масло. Этот материал хорошо прилипает к металлическим поверхностям и не смывается водой и паром.
В 1859 году появились продукты переработки нефти, послужившие основой для создания минеральных масел. С появлением полимерных модификаторов вязкости стал возможен переход от летних и зимних к всесезонным композициям.
Виды моторных масел
Вам будет интересно:Газель "Некст" пассажирская: технические характеристики, отзывы и фото
Продукт представляет собой композицию материалов. Она состоит из двух частей: это базовое масло и комплекс присадок. Последние обеспечивают многообразие свойств продукта. В зависимости от способа производства базового масла оно делится на три вида.
1. Минеральное, получаемое из нефти (mineral).
2. Синтетическое, получаемое в результате сложного нефтехимического синтеза. Маркировка синтетического моторного масла – fully synthetic. Самое качественное и дорогое.
3. Полусинтетические, изготовляемые на минеральной основе с добавлением высокоэффективных синтетических компонентов (semi-synthetic). Разумный компромисс в соотношении цена/качество.
Вам будет интересно:Как заводить дизель в мороз? Присадки для дизеля в мороз
Синтетические масла обладают рядом преимуществ по отношению к минеральным.
Назначение
Главное предназначение смазки – образование тонкой и в то же время прочной пленки на поверхности трущихся деталей для предотвращения прямого контакта их микронеровностей. Таким образом износ сводится к минимуму.
Назначение моторных масел: универсальные, для бензиновых и дизельных двигателей. Отдельная группа - для двухтактных силовых установок. Об этом свидетельствует соответствующая маркировка моторных масел: значение «diesel», «2T» или «2 tact». Ее отсутствие свидетельствует об универсальном применении.
Выбор
Как подобрать моторное масло? Маркировка содержит много показателей, но потребителя интересуют два из них:
- уровень качества (подходит ли оно к конкретному автомобилю);
- вязкость (годится ли для определенного сезона и климата).
Особого подхода требуют новые, современные машины.
Ответы на два главных вопроса дает маркировка масла моторного. Расшифровка ее - в общепринятой системе индексации.
Вам будет интересно:Как в мороз завести дизель? Как зимой завести машину? Советы, рекомендации
Их существует несколько. Чаще всего пользуются тремя – SAE, API и ACEA. Иногда к ним добавляется ILSAC.
Стандарт SAE
Классификация основывается на вязкостных характеристиках. Они в этой системе – главные.
SAE (Ассоциация автомобильных инженеров Америки) устанавливает, к какому диапазону показателей вязкости относится моторное масло.
Маркировка использует этот показатель, измеряемый в условных единицах. Чем он больше, тем выше вязкость.
Стандарт устанавливает три группы масел: летние, зимние и всесезонные. Последние - наиболее употребительные.
Из названия разных видов становится понятно, что по этой маркировке, основанной на стандарте SAE, можно узнать только одно: годится ли масло для использования в конкретный сезон в определенных климатических условиях или нет. Только это.
Стандарт устанавливает три группы масел. Они различаются сезонностью применения.
1. 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - зимние масла. Их шесть. Параметр с индексом W (winter) - "зимний". Чем он меньше, тем эффективнее "холодное" использование. Минимальное значение - 0.
2. 20, 30, 40, 50, 60 - летние масла. Их пять. Параметр без знака W - "летний". Показывает сохранение вязкости при повышении температуры. Чем этот параметр выше, тем эффективнее использование масла в жару. Максимальное значение - 60.
3. 5W-30, 5W-40, 10W-50 и т. д. - всесезонные. Количество их - 23.
К примеру, маркировка моторного масла 5W30 означает, что оно всесезонного применения. Его рекомендуют к использованию в диапазоне температур воздуха от -30 до +20 градусов.
Итак, какую же информацию, характеризующую моторное масло, маркировка SAE дает потребителю?
Это информация о температурных характеристиках среды, при которых обеспечивается следующее:
1. Прокручивание коленчатого вала штатным электростартером при холодном запуске.
2. Режим прокачивания масла через магистрали двигателя. При холодном запуске он должен обеспечивать давление, при котором исключается сухое трение в сопряжениях.
3. Надежное смазывание летом в условиях продолжительной работы в жестком режиме.
Классификация API
Разработчик - Американский институт нефтепродуктов. API позволяет подобрать масло для автомобиля в зависимости от года его изготовления. Ведь процесс совершенствования машин, заключающийся в выпуске более быстроходных, легких и совершенных двигателей, непрерывен.
Классификация ориентирована на автомобили, произведенные в Америке.
Принята буквенная маркировка моторного масла. Расшифровка такова. S (Service) - бензин, C (Commercial) - дизель. Эксплуатационные качества обозначает вторая буква маркировки, по порядку от A и далее - по мере повышения качества. Например, класс SJ был введен совсем недавно. При этом он потеснил SH. Классификация SJ присваивается дорогим и качественным маслам на синтетической основе. Они разработаны для самых современных машин.
Более дешевые SH по некоторым параметрам уступают SJ, они идеально подходят для автомобилей производства 1994-1989 годов и раньше. Класс SF ориентирован на более старые тихоходные и простые моторы.
Универсальное моторное масло: маркировка двойная, например: SF/CC, CD/SF и т.д. SF/CC - "скорее бензиновое", CD/SF- "скорее дизельное". Пример - на фотографии.
В связи с динамичным развитием дизельных двигателей происходит их усложнение: оснащение турбонаддувом и т. д. Для таких силовых установок требуются специальные решения. Поэтому ведущие производители включают в ассортимент масла для дизелей. Эти композиции получают специальную маркировку «Diesel».
В отдельную группу выделены масла для бензиновых силовых установок с функцией энергосбережения. Они имеют дополнительное обозначение ЕС (Energy Conserving).
Классификация Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA)
Характеризуется более жесткими требованиями к качеству масел. Это связано с тем, что в Европе специфичные условия эксплуатации автомобилей и несколько иные конструкции двигателей.
Классификация ACEA характеризует работу моторного масла в режимах высоких температур.
ACEA выделяет четыре класса с маркировкой A, B, C, E. Предназначены для бензиновых, дизельных двигателей, а также силовых установок, оснащенных нейтрализаторами.
Классификация в отдельную группу выделяет энергосберегающие масла. Они имеют некоторые особенности. При их использовании экономия топлива достигается за счет снижения толщины масляной пленки при высоких рабочих температурах. Некоторые, в основном японские, двигатели разработаны именно под такие марки. Энергосберегающие масла используются только в тех случаях, когда они рекомендованы производителем автомобиля. Так, BMW и Mercedes-Benz советуют их вообще не применять на машинах этих марок.
Что означает маркировка моторных масел по ACEA? Классы A и B в аспекте энергосбережения маркируются одинаково. Что это значит? Классы A1, A5, B1 и B5 – энергосберегающие. Остальные – стандартные масла. Это A2, A3, B2, B3 и B4. Энергосберегающие масла не используются в старых автомобилях. Они требуют более надежной защиты.
Двойная маркировка, как A3/B4, используется для обозначения универсальных масел (бензин или дизель).
Значительная часть американских и некоторые европейские автопроизводители рекомендуют для своих машин композиции, соответствующие ACEA A3/B4, японские же концерны - ACEA A1/B2 или A5/B5.
Классификация ILSAC
Детище двух Ассоциаций автопроизводителей - Японии и Америки. Имеет три класса масел, обеспечивающих энергосбережение и предназначенных для легковых бензиновых машин. Маркировка: GF-1, GF-2 и GF-3.
Эти масла оптимально подходят для автомобилей из Страны Восходящего Солнца. Для американских машин марки, подбираемые по ILSAC, равноценны API.
Рекомендации и стандарты автопроизводителей
Классификации API и АСЕА устанавливают эксплуатационные показатели масел. Причем значения их - минимально допустимые. Несмотря на то что свои требования производители масел и присадок согласовывают с предприятиями-изготовителями автомобилей, последних они устраивают не всегда. Испытания по стандартным методикам не могут в полной мере учитывать особенности эксплуатации новых современных двигателей. Поэтому автопроизводители оставляют за собой право формулировать свои спецификации, выдвигающие специальные требования.
Проводя испытания масел на своих двигателях, они либо подбирают их, руководствуясь одной из общепринятых классификаций, либо разрабатывают свои собственные нормы с указанием марок, наиболее подходящих и допускаемых к использованию.
Спецификации автопроизводителей в обязательном порядке указываются на упаковке рядом с маркировкой класса эксплуатационных свойств. Это требование выполняется неукоснительно.
Во всем мире принята единая маркировка моторного масла. Расшифровка ее дает однозначный ответ на вопрос о сфере применения продукта.
Рассмотрим на примере. Итак, маркировка масла моторного 5W40.
Это синтетическая композиция для всесезонной эксплуатации при температуре воздуха от -30 до +35 градусов.
Согласно классификации API CJ-4, масло применяется для автомобилей, изготовленных после 2006 года и оснащенных скоростными дизельными двигателями, которые соответствуют нормам выброса от 2007 года. Используется при работе на топливе, которое содержит не больше 0,05% серы. Эффективно для автомобилей с сажевыми фильтрами и системой рециркуляции отработавших газов. При работе на высококачественном, содержащем не больше 0,0015% серы топливе, обеспечивает увеличенный пробег до замены.
Таким образом, маркировка масла моторного 5W40, указанная на упаковке, содержит достаточный объем информации для определения пригодности его для эксплуатации на конкретных моделях автомобилей.