08-01-2019 02:29

А. М. Леушина. "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Книга известного советского педагога и теоретика Анны Михайловны Леушиной "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" увидела свет еще в далеком 1974 году, однако научная работа проводилась с 40-х годов прошлого века. Вся деятельность профессора и доктора педагогических наук была посвящена развитию у детей умения считать и подготовке к изучению математики в начальной школе.

Благодаря ее плодотворной работе были раскрыты психологические и практические способы развития представлений детей о счете. Она создала дидактическую систему с распределением нагрузки по всем возрастным группам детского сада. Помимо теоретических и научных концепций данной темы, А. М. Леушина разработала программу по формированию математических представлений детей от 3 до 7-летнего возраста. Многолетняя работа автора пособия проводилась на основе изучения психологии детей данного возраста, выводы делались в результате экспериментальной практической работы.

Русский топор. Виды топоров и их назначениеВам будет интересно:Русский топор. Виды топоров и их назначение

Анна Михайловна Леушина

Можно ли забеременеть на 3 день месячных: мнение гинекологовВам будет интересно:Можно ли забеременеть на 3 день месячных: мнение гинекологов

В статье рассмотрим подробнее содержание книги Анны Михайловны Леушиной "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста", остановимся вкратце на программных задачах в работе с малышами всех возрастных групп. Несмотря на то что возраст книги уже солидный, методикой, предложенной советским педагогом, пользуются воспитатели детских садов и поныне. Нынешнее поколение ребят вырастает на разработанном Леушиной дидактическом материале, основываясь ее методах и приемах.

Немного про автора книги

Родилась Анна Михайловна в деревне Любогощи, которая сейчас относится к Тверской области, в конце июня 1898 года. Когда в Петрограде открылся первый в России вуз по подготовке дошкольных работников, Леушина стала его студенткой. Преподавали на курсе такие замечательные педагоги, как Э. И. Тихеева и Ю. И. Фаусек. После окончания учебы в 1924 году она посвятила себя научной деятельности и преподавала в педагогических институтах Ленинграда.

С 1936 года Леушина уже заведовала кафедрой дошкольной педагогики в ЛГПИ им. Герцена. Кандидатскую диссертацию советский педагог пишет про развитие связной речи дошкольников. В годы Великой Отечественной войны она помогает эвакуировать детей из осажденного города и занимается вместе с остальным педагогическим составом оборонными работами. После окончания войны возвращается к научным исследованиям психического развития детей.

Развитие младенца 2 месяца: базовые навыки, основные нормы и рекомендации педиатровВам будет интересно:Развитие младенца 2 месяца: базовые навыки, основные нормы и рекомендации педиатров

Леушина ведет урок

Леушина разработала систему обучения дошкольников счету, а также формирования у них понятий про пространство и время. Ее книга "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" стала результатом многолетней научной и практической работы с дошкольниками.

Особенности обучения математике дошкольников

Анна Михайловна сравнивала буржуазную педагогику с обучением детей математике в период исследования и сделала вывод, что раньше с ребенком проводились занятия спонтанно, без специальной строгой программы, наличие которой отрицалось.

Леушина считала, что советские дети более развитые и способные, поэтому приветствовала программу развития у них математических способностей начиная с самого раннего возраста. Основой для математическая подготовка детей к школе она называла сенсорное воспитание. Педагог предоставляет дошкольнику материал и дает умственную задачу, а ребенок уже в результате мыслительных процессов должен найти правильное решение.

игра по математике

Дети в процессе самостоятельных размышлений не только познают цвет, форму и величину, но и понимают закономерности, принимают решения и развивают логическое мышление.

Сравнение предметов

В пособии для воспитателей детского сада А. М Леушиной "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" автор предлагает использовать для сравнения предметов по величине приемы накладывания и прикладывания. Под руководством преподавателя ребенок не только сравнивает величину предметов, но и правильно словесно отражает результат.

сравнение предметов по величине

Сначала ребенок называет слова "больше - меньше", затем добавляются понятия: средний по величине, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий, длинный - короткий и т. д.

В работе с таким дидактическим материалом проводится работа и по развитию пространственных представлений. Так, ребенок определяет, что нарисовано спереди - сзади, слева - справа, между предметами, ближе или дальше относительно себя и других вещей. Ребенок учится правильно в речи вставлять слова - на, в, к, за, перед, посередине, внутри, под, над и т. д.

Анализ обучения счету в литературе

В книге Леушиной "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" автор делает подробный анализ методик педагогов того времени, освещенные в литературных изданиях. Это работы Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеевой и Ф. Н. Блехер по развитию у дошкольников математических представлений. Анна Михайловна выделила недостатки каждой из методик и перечислила положительные моменты.

Развитие понятий про множество и число

Математическая школа начинается с раннего возраста. Дети сначала сравнивают один предмет с множеством, характеризуя число словами: "один - много". При этом дети не имеют в виду определенное множество. Так, при просьбе педагога принести все игрушки, ребенок может взять всего несколько и сказать, что это все.

сравнение множеств предметов

Дальше воспитатель проводит работу над развитием понятия определенного множества. Так, детям дается задание раздать ложки всем 5 куклам. Тут уже ребенок должен выставить ограниченное количество предметов, в соответствии с заданным числом.

Ребенок считает множеством предметы с одним названием, например, все пуговицы на столе. С возрастом малыш уже выделяет, например, все желтые элементы или мелкие от крупных. Так, если нарисовано 5 красных кружков, а потом 2 - синих, то ребенок уже не считает их одним множеством, разделяя кружки на 2 отдельных множества. К тому же малышам легче освоить понятие числа, когда предметы изображены на одной линии. Если они разбросаны по листу, то ребенок испытывает затруднения.

Роль анализаторов при обучении счету

А. Леушина раскрыла значение анализаторов в обучении дошкольников счету:

  • кинестетический - ребенок во время счета берет предметы руками, ощупывает их;
  • речевой - называет вслух числа;
  • зрительный - малыш видит предметы, которые считает, следит глазами за ними и рукой;
  • слуховой - он слышит свой голос и называемые числа.

Вопросы, затронутые в книге

Теоретик педагогики Леушина в своей книге коснулась еще множества вопросов развития математических представлений дошкольников разного возраста. Это способы измерения длины, массы, вместимости в сосудах сыпучих и жидких веществ, умения ориентироваться в пространстве и во времени, понятий о форме и размерах предметов.

дидактический материал

Решение арифметических задач и придумывание собственных проводится сначала по предметным и сюжетным картинкам, а затем и словесно. Для развития таких математических представлений нужно использовать наглядный материал, чтобы ребенку легче было составить и решить задачу.

Программа обучения в разных возрастных группах

Вторая половина книги Леушиной посвящена обучению математике во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей группы и заканчивая математикой для 6 лет и 7-летних детей. Анна Михайловна подробно описывает приемы организации работы с детьми и дидактический материал, который необходимо иметь для занятий.

ребенок занимается математикой

Для облегчения работы воспитателям детского сада даны примерные занятия для каждой возрастной группы, затрагивающие все программные моменты. Также педагог знакомит воспитателей с работой по формированию математических представлений вне занятий - в повседневной жизни, во время прогулки, в играх или на других занятиях.

Особое внимание уделяет автор математике для 6 лет и 7-летних дошкольников. Добавляется обучение элементам вычислительной деятельности и решению арифметических задачек.

В статье дан краткий обзор книги советского педагога и теоретика Леушиной, которой пользуются многие воспитатели до сих пор, а ее методика формирования математических представлений взята за основу в нынешней "Программе воспитания и обучения в детском саду".



Источник