Сегодня мы попытаемся разобраться в одном сокращении, которое наводит страх на многих родителей. ЗПР – что это такое? Поддается ли это состояние коррекции?
ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Интересно, как врач определяет это? Между прочим, не так уж и редко эти три буквы оказываются в карте наблюдаемого ребенка.
Что именно включает в себя диагноз ЗПР
В последнее время проблема ЗПР вызывает острый интерес. Ведь, по сути, такой диагноз слишком неоднозначен. За ним стоит масса всевозможных предпосылок и причин, вызвавших данное отклонение. Как правило, речь не идет о тяжелом недоразвитии речи, двигательных функций или зрения и слуха. Проблема состоит именно в трудностях для конкретного ребенка при обучении и адаптации в той или иной среде, вызванных замедлением темпов развития психики. Для каждого ребенка проявляется она по-разному, различаясь во времени и степени проявлений.
Вам будет интересно:Киста желтого тела правого яичника: причины, симптомы и методы лечения
Как определить ЗПР: что это такое для отдельного ребенка
Задержка развития проявляется ярче всего в незрелости эмоционально-волевой сферы. Ребенку трудно заставить себя сделать что-либо. А это неизбежно ведет к нарушению внимания: оно оказывается неустойчивым, ребенок легко отвлекается, не может сконцентрироваться на одном занятии. К этому, как правило, добавляются еще одни характерные для ЗПР симптомы: речевая и двигательная активность.
В медицине это обозначается как синдром дефицита внимания, гиперактивность: ребенок вертится, не может устоять на месте, не в состоянии дождаться очереди в игре, отвечает, не дослушав вопрос до конца, у него не получается говорить или играть тихо.
Нарушения мышления и речи при ЗПР
Что это такое - теперь понятно. ЗПР часто выражается и в темпах речевого развития. Как правило, ребенок с данной проблемой в общении уделяет больше внимания жестам и интонации, имея ограниченный словарный запас. Нарушения при этом носят обратимый характер, поддаваясь коррекции. С каждым годом ребенок все больше догоняет своих сверстников, преодолевая речевую недостаточность.
Наблюдается у таких детей и отставание во всех формах мышления (анализ, обобщение, синтез, сравнение). Они не могут выделить, например, основных признаков при обобщении. Отвечая на вопрос: «Как можно назвать одним словом платье, брюки, носки, свитер?» - такой ребенок скажет: «Это все нужное для человека» или «Это все лежит у нас в шкафу». При этом дополнить предлагаемую группу предметов дети с ЗПР могут не затрудняясь. При сравнивании предметов этот процесс проводят по случайным признакам. «Чем отличаются люди от зверей?» - «Люди ходят в пальто, а звери – нет».
Проблемы коммуникативной адаптации детей с ЗПР, что это такое
Отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена. В отношении взрослых, от которых они зависят, у многих обнаруживается повышенная тревожность. Новые люди таких детей привлекают гораздо меньше, чем новые предметы. При появлении проблем ребенок скорее прекратит свою деятельность, чем обратится за помощью к кому-либо.
К «теплым» отношениям со сверстниками дети с ЗПР, как правило, не готовы, сводя их к чисто «деловым». Причем в играх учитывается интерес лишь одной стороны, а правила всегда имеют жесткий характер, исключающий любые вариации.