Обед в детском саду— один из четырех приемов пищи детьми в дошкольном учреждении. Работники детского сада, отвечающие за график питания, обязаны: приготовить еду, заранее расставить тарелки с горячими блюдами, чтобы они немного остыли, своевременно подать без задержек второе и третье. Как должен проходить обед, в котором часу он должен начинаться и какое может быть примерное меню — в этой статье.
Принципы, по которым составляется меню в ДДУ
Одним из важных условий верного составления меню являются следующие правила:
- должна браться во внимание совместимость предлагаемых детям продуктов и лучшее сочетание блюд;
- еда должны быть максимально разнообразной;
- учитывать устоявшиеся привычки и традиции;
- вводить свежие овощи и фрукты как в натуральном виде, так и как салат.
Вам будет интересно:Заболевания печени у собак: возможные причины, симптомы, лечение и специальное питание
Все эти правила должны быть учтены, когда готовится обед в детском саду. Меню обычно составляют на десять-четырнадцать дней. При этом, одни продукты должны присутствовать в меню ежедневно, а другие — раз в два дня либо два-три раза в неделю.
Вам будет интересно:Потеря веса у новорожденного: нормативные и допустимые показатели, описание, причины
Каждый день следует использовать мясо, масла — растительное и сливочное, крупы, молоко, фрукты, овощи, сахар. Через два-три дня можно предлагать детям сметану, творог, яйца, рыбу, сыр, только в несколько увеличенных количествах, чтобы компенсировать их отсутствие в меню за дни перед этим. Обязательно, чтобы на протяжении десяти дней детки получали эти продукты в нужном количестве, которое предусмотрено в наборах, если рассчитывать на один день.
В питании детей должны присутствовать свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, витаминизированные напитки и натуральные соки. Если свежих овощей и фруктов нет, допускается применение свежезамороженных.
Должно быть разнообразие!
Обед в детском саду должен быть разнообразным. Например, поскольку присутствуют первые блюда, с крупой и картофелем, то гарнир ко второму блюду уже не нужно готовить из таких же продуктов. Также надо избегать использования блюд, которые приготовили из одного и того же — как вариант - макароны в супе и гарнире.
Когда составляется меню на обед, надо обращать внимание не только на то, какое существует разнообразие блюд в течение дня и целой недели, а и на то, как сочетаются продукты растительного и животного происхождения. Важно, чтобы каждый день детки получали одно крупяное и два овощных блюда.
Если в меню (имеется в виду меню на целый день или неделю) как можно более широкого ассортимента продуктов будет гарантией того, что дети будут получать достаточное количество необходимых им пищевых веществ. Одним из важных условий при этом является разнообразие блюд, которые изготавливаются из одного и того же продукта.
План приема пищи. Обед
Рассмотрим план на примере средней и старшей групп.
Итак, одним из важных приемов пищи является обед в детском саду. Время, которое он длится — примерно тридцать минут.
Существует несколько задач приема пищи.
- Воспитательные — воспитывают потребность в чистоте, аккуратности, вежливость, правильное отношение к приему пищи.
- Развивающие — развивается жевательная мускулатура лица и мелкая моторика.
- Образовательные — формируется культура поведения во время еды (аккуратно и самостоятельно кушать, верно пользоваться столовыми приборами); не крошить хлеб; при пережевывании пищи не открывать ротик; во время еды не разговаривать; задвигать стул без лишних звуков; говорить слова благодарности после еды; формируется и привычка к здоровому образу жизни.
Как проходит обед
После того, как все пришли с прогулки, детки-дежурные должны выполнить свои обязанности: они помогают нянечке накрывать столы (ставят салфеточки и тарелочки под хлеб, расставляют чашечки с блюдцами, раскладывают ложечки и вилочки). Воспитатель называет дежурным блюда, которые подадут сегодня на обед.
Перед тем как начинать принимать пищу, проводят обязательный режимный момент — умывание: воспитатель обращает внимание деток на то, чтобы у них правильно формировались культурно-гигиенические навыки. Потом воспитатель предлагает всем садиться за столы, обращая внимание на то, чтобы детки сидели ровно, ножки ставили прямо, а их локотки не лежали на столе.
Ребенок-дежурный рассказывает о том, что сегодня будет на обед и желает приятного аппетита.
В то время, когда проходит обед в детском саду, воспитатель может рассказать о том, что кушать — очень полезно — детки быстро растут, становятся крепкими и никогда не болеют. Малышей, которые не кушают, стараются убедить в том, чтобы они хотя бы немножко пожевали.
Когда обед закончен, детишки встают из-за своих столиков, говорят спасибо и убирают за собой чашки. Детки, которые дежурят, старательно помогают убирать посуду, не торопятся, держа ее двумя ручками.
Время обеда в детском дошкольном учреждении
А теперь разберемся, во сколько обед в детском саду.
Итак, после окончания прогулки воспитательница с няней помогают снять верхнюю одежду малышам. Потом детки моют ручки и рассаживаются за столики на свои места. Помощник воспитателя уже принесла в группу еду. Обеденное время в садике ориентировочно с половины первого до часу. Надо отметить, что прием пищи днем чуть дольше, нежели утром, во время завтрака. В меню обеда входит первое, второе и третье блюда.
Деткам предлагают салаты с термической обработкой либо нарезка из свежих овощей. Первое блюдо — горячее — овощной суп, борщ, щи, рассольник, то есть все первые блюда должны быть с мясом. На второе деткам предлагают рыбное, мясное, блюдо из птицы, из печени и гарнир. Третье блюдо, как правило, - компот из свежих фруктов или сухофруктов. Также полагается хлеб.
Обед в детском саду может для каждого малыша проходить по-разному. Одни детки уже самостоятельно кушают все предложенные блюда, другие — либо не умеют, либо не желают этого делать, так как привыкли, что дома их кормят родители. К тому же, не все детки кушают все, что перед ними стоит в тарелочках. Кто-то не есть свекольную икру, манную кашу или рагу. Кто-то не переносит котлеты и супы. Обычно воспитатель не заставляет детишек кушать те продукты, которые они отвергают. Но и родители со своей стороны заранее должны предупредить воспитателя о том, что малыш категорически не приемлет, либо по состоянию здоровья какие-то продукты ему не подходят.